Kombat T98: Экспедиционник? Телохранитель!

0
42

Kombat T98: Экспедиционник? Телохранитель!

Хмурый взгляд сдвоенной оптики, ярко выраженная милитаристская внешность, кое-где рациональные — ради рикошета — углы наклона кузовных панелей, наконец, броня! Еще стрелковый модуль на крышу, и можно на передовую — органично бы выглядел. Впрочем, в конце 90-х, когда рождался этот проект, линия фронта зачастую все еще проходила по российским городам. Kombat T98, кстати, задуманный исключительно бронированным, отлично подходил под такие «боевые условия». Правда, три автомобиля, с которыми удалось познакомиться, никак не связаны с охраной VIP-клиентов. На пути из Европы к Тихому океану им понадобилось обслуживание, ремонт и кое-какая доработка. Неужели во внедорожнике, стоимость которого может перевалить за четверть миллиона евро, есть что тюнинговать?

В броне!

Ну как тут не вспомнить известную песню группы «Любэ»? Вот только образ действующего боевого офицера T98 уже не подходит. Тот комбат, что из композиции, пожалуй, наш УАЗик, причем старый, 469-й, тентованный. А этот Kombat — будто отслуживший генерал. Вышел в отставку, занялся профильным бизнесом, имеет иностранных партнеров и предприятия за рубежом, однако остался патриотом. Конечно, оброс жирком, но сохранил остроту ума и необходимые боевые навыки.

Да, T98 — российский проект. Его авторы — известный еще в СССР Дмитрий Парфенов (поищите в интернете «Лауру») и питерская, занимающаяся бронированием автомобилей фирма «Автокад», в которой внедорожник выпускается с 2000 года. В конце прошлого десятилетия он получил эстонскую прописку («наши» «Комбаты» как раз из Прибалтики), кроме того, собирается в Иордании. Зарубежные «партнеры» — шасси от тяжелых моделей GM, GMC Sierra/Chevrolet Silverado. Первые экземпляры T98 имели несущий кузов, впоследствии от этого отказались ради большей технологичности и, наверное, цены. Тем не менее стоимость все равно выводит «Комбат» за «серийные» ценовые пределы. Кузов же по-прежнему — оригинальная сварная конструкция. Фактически бронекапсула со стенками в виде сэндвича из металла, керамики и специального сотового наполнителя. Именно от брони, точнее, от уровня защиты зависит выбор шасси по грузоподъемности. Ведь итоговая снаряженная масса «Комбата» может отличаться более чем на тонну. От 3450 кг при степени защиты B2-B4 (от пистолетного патрона) до 4550 кг при B7 (от винтовочных бронебойных пуль). И Chevy с GMC из трех своих платформ позволяют подобрать необходимую.

В данном случае речь идет о самой тяжелой GMT900, которая готова выдерживать до 5,5 т снаряженки, поскольку все три «Комбата» забронированы по максимуму. Разве что стекла здесь тонкие — «всего» 18 мм. Снизу T98 выглядит более чем внушительно.

Здесь мощная рама и подрамники, хотя было бы логично прикрыть все днище листами стали. Например, коробка ничем не защищена — при длинной базе можно умудриться «присесть» на ее поддон. Благо он не пластиковый, как на многих современных «автоматах»

Кованые рычаги передней двухрычажной подвески с шаровыми в кулак, мощные торсионы, поистине грузовая рама и цельный задний мост с редуктором, чьим размерам позавидует иной коммерческий транспорт средних габаритов.

Момент тоже нужно уметь переварить. Особенно те почти 1100 Нм, которыми богат 6,6-литровый 398-сильный турбодизель Duramax, стоящий на двух из исследуемых нами «Комбатах».

Да и 617 Нм 8,1-литрового Vortec, который устанавливается на T98, — силища! Правда, третья машина имеет не совсем типичную моторную комплектацию — тоже «восьмерка» Vortec, но «маленькая», 6,0-литровая с отдачей в 367 сил и 508 Нм.

А доводит тягу до моста 6-ступенчатый «автомат» Allison. Ну и, разумеется, как без полного привода. Для тяжелых «американцев» он традиционен — «раздатка» с понижающим рядом и жесткое подключение передка.

Как-то не пристало столь серьезному автомобилю иметь раздаточную коробку с электронным управлением. Но тут уж виновен донор шасси и агрегатов

За броней!

Забираться в Kombat просто — штатная подвеска и Pirelli Scorpion ATR диаметром 35 дюймов не вознесли пол кузова на какую-то неудобную off-road высоту. Вообще дизайн и передняя «двухрычажка» определили характерный облик машины — приземистый, словно распластанный по земле. Ширина кажется больше высоты, хотя в анфас по габаритам T98 — чистый квадрат.

И все-таки, чтобы попасть внутрь, нужно приложить усилия — дверь-то из броневой стали. Открываешь, а она вываливается на тебя всем своим весом. И захлопывать надо от души. Определенно, экипаж «Комбата» должен состоять из крепких парней.

Но при этом не особо рослых. Дело не в особенностях T98 — в типичных американизмах. Продольные регулировки передних сидений ограничены — с моим метром восемьдесят мне места хватает, однако уже без запаса. Слева давит дверь, справа прессует бокс между сиденьями — плотненько.

Передняя панель гражданская — от Silverado/Sierra. Хоть и обтянута кожей, на ощупь жесткая. Маркие лаковые вставки не добавляют практичности. Да и, возможно, логичней было бы видеть здесь нечто более утилитарное. Впрочем, нужно помнить — это VIP версия

Благо к цивильным органам управления привыкать нет надобности. В них, безусловно, тоже есть заокеанские выкрутасы, тем не менее Kombat не Hummer какой и не УАЗик — вполне внутри человечен.

Особенно сзади, где места как в лимузине. И пусть там не диван — комфортно усядутся только двое — зато можно закинуть ногу на ногу, с профилем сидений все в порядке.

При таком просторе странно, что кроме разъема и двух подстаканников сзади никакого сервиса. Даже дефлекторы только под передними сиденьями

В оснащении вообще никакого эксклюзива — стандартная электрика, обогревы, кожа, включая алькантару на потолке и дверях. Разве что обращают на себя внимание сервоприводы лючка бензобака и крышки багажника. Первый в случае с бензиновым 6,0 л при активной езде приходится открывать чуть ли не каждые 300 км (бак 105 л). Под последнюю лучше не заглядывать — чтобы не разочаровываться.

Стекла задних дверей не опускаются. Клавиши с зелеными бирками управляют приводами лючка бензобака и крышки багажника

Кстати, определяя тип кузова, не верь глазам своим! Это сбоку Kombat закамуфлирован под пикап (есть и типичный внедорожный кузов). На деле — седан с открывающейся вперед крышкой. Поднявшись, она висит низко, добираться до поклажи высоко и далеко, а объем… В характеристиках это значение найти не удалось, на взгляд же… Пожалуй, с Renault Logan поспорит. В конце концов, по городу гонять можно, пара объемных сумок (с оружием?) войдет.

На броне!

К «рулю» особого привыкания также не нужно. Надо только свыкнуться со своеобразной обзорностью. Амбразура заднего стекла — вещь бесполезная: хорошо, что в огромные наружные зеркала видно все. А трехсекционное лобовое стекло непривычно лишь на взгляд, в движении не мешает.

Другое дело, что салон «Комбата» сильно «метеозависим». Только солнце зашло за тучи, и внутри — будто в доте-дзоте. Такова плата за ограниченную площадь остекления, за окна-бойницы — точно не для людей, страдающих клаустрофобией и тому подобными страхами.

На американское это сиденье как-то похоже не очень — тело фиксирует неплохо. К тому же передние кресла имеют подогрев и вентиляцию

Габариты тоже в пределах усвояемости. При ширине чуть более двух метров Kombat неплохо двигается в потоке. Надо лишь помнить, что его колесная база 3,5 м — в среднем на 500 мм больше, чем у тяжелых серийных внедорожников. Даже long-версии представительских седанов по ней короче. Поворачивать — как на лимузине, беря запас по радиусу. Жаль, при задней камере нет боковых видеопомощников, какие даже на японских key-car уже в ходу.

В профиль — вылитый пикап. На деле, увы, всего лишь седан. Внушительная колесная база определила простор на задних сиденьях и проблемы с маневренностью. Kombat — точно не для лесных условий

Но лучше ездить по другому принципу. Газу — и весь поток позади. Почти пятью тоннами массы 6,0-литровый Vortec не тяготится. Только не миндальничать с педалью, которая слегка тупит. И получать удовольствие от того, как тяжелая машина следует за акселератором. Как бурлит, клокочет восемью цилиндрами, при этом обеспечивая разгон и после 140 км/ч.

Дизель даже лучше. Все-таки момент! По ощущениям Kombat с ним едет так, будто скинул часть своего панциря. Что говорить о расходе топлива — для дальнего рейда с учетом внушительной бронемассы идеальный вариант. Жаль, что T98 с ним лишен того прекрасного аккомпанемента, который обеспечивает ему Vortec. Напротив, наверняка в экспедиции на фоне бензинового V8 здесь мешает дизельное тарахтение. Зато «автомат» в обоих случаях работает качественно, то есть достаточно оперативно и незаметно.

На асфальте Kombat вообще довольно органичен. На руле нет «ваты», отсутствуют пугающие крены, на кузов не приходят колебания неподрессоренных масс. Плавность хода пусть и не лимузинная, и все же для крупного и тяжелого внедорожника неплоха. Иногда не хватает производительности гидроусилителя — в этом есть и плюс.

Ходы колес не выглядят слишком большими. В иных случаях спасает длина базы и задняя блокировка

Идиллия рушится на относительно разбитой грунтовке. Только что Kombat приятно стелился по асфальту и вдруг заиграл на ступняке рулем, начал вздрагивать кузовом, появились пробои подвески. Особенно задней, готовой познакомиться с отбойниками на любой мало-мальски крупной неровности. Понятно, что ходовая загружена предельно, так ведь она не от кроссовера — от трака, как их называют американцы. И, между прочим, предлагают массу тюнинговых комплектующих, способных кардинально преобразить шасси.

Все-таки американское шасси перегружено — рессорные стяжки контактировали с рамой, и создатели «Комбата» срезали с нее «лишнее». Сюда напрашиваются более энергоемкие амортизаторы и в дополнение к рессорам — пневмоподушки

Причем есть у «Комбата» версии не только для VIP-тел. Они призваны возить боевые отделения или быть weapon carrier, носителями вооружений. Там уже не отделаешься асфальтовыми направлениями. Или речь идет исключительно о ближневосточных странах, где лишь песок и никаких грунтовок? Интересно, знает ли о подобных качествах ходовки производитель? Так или иначе, но в таком виде «Комбат» больше воспринимается аналогом различных бронированных легковушек, нежели экспедиционным внедорожником, способным пересечь континент.

Василий Петров
Руководитель СТО GM-service, занимавшейся обслуживанием и ремонтом «Комбатов»

— Kombat неожиданно оказался сырым изделием. Я не говорю о каких-то салонных или кузовных мелочах. Все это достаточно индивидуально.

Ручная сборка дает о себе знать «оригинальными» недостатками. Так, на одной из машин правая дверь, закрываясь, вступает в контакт с передней панелью, отчего получается вот такой трафарет. Шовчики порой гуляют. И алькантара на потолке и дверях диссонирует с дешевым материалом обшивки, идущим по низу лобового стекла

Однако напрягают конструктивные просчеты. Основная головная боль — подвеска. Ну почему бы сразу не использовать, скажем, сдвоенные амортизаторы с компенсационными камерами, которые бы обеспечили высочайшую энергоемкость с плавностью хода. Или тормоза. Дисковых и спереди и сзади механизмов вполне хватает в штатных режимах. Если же передвигаться активно, а моторы это позволяют, то их надежность уже не столь очевидна — перегреваются.

Вместо штатных механизмов просится что-то именитое и многопоршневое

Есть и другие проблемные места. Так, проезд даже мелких луж неизбежно приводит к слепоте — вся вода на лобовом стекле!

Вода из-под передних колес заливает не только лобовое стекло — попадает даже на крышу, после чего, стекая, вторично застилает вид на дорогу

Радиатор расположен слишком близко к мотору. Последний от продольных перемещений при торможениях удерживал тросик, который то ли растянулся, то ли порвался. В итоге одна из машин лишилась главного органа системы охлаждения. А почему производитель не избавил дизели от сажевых фильтров? В наших условиях они долго не живут. Это наверняка не весь список. «Комбаты» сейчас активно тестируют на предмет нахождения всего того, что может сломаться в жестких условиях.

Фотобонус

Источник: drom.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

девятнадцать + пятнадцать =